alexvp писал(а):
ну матчасть говорит, что при заблокированном МД нива имеет худшую курсовую устойчивость, т.е. становится вертлявой. И происходит это из-за того, что при проскальзывании одной из осей, машина мгновенно из полноприводной превращается в передне- или заднеприводную. Последний вариант из-за короткой базы чреват резким заносом. Так что "учим матчасть"
вот... а при разблокированном диффе дифференциаллы уравнивают тягу на всех колесах, так, что все 4 колеса тянут машину с одинаковым усилием. Так что имеем систему курсовой устойчивости на основе 3 дифференциалов.
Неправда ваша. Ну пойдем по порядку...
Во-первых, что касается мануалов. Нужно понимать, для кого и как они сейчас пишутся. Реалии таковы, что за руль сейчас садятся люди, в массе своей не представляющие "почему и как оно едет", но зато с радостью обращающиеся в суды за компенсациями от производителя\продавца в случае возникновения каких-либо косяков с машиной. Упороть агрегат ценой штук в 300 вследствие неграмотной эксплуатации, а потом требовать бесплатного ремонта, а то и расторжения ДКП и возврата денег - нынче это в порядке вещей, и довольно много таких исков суд удовлетворяет. Так вот если водятелы начнут убираться с дороги в повороте при заблокированном МОДе, для производителя есть шанс, близкий к 100% попасть на серьезные убытки - финансовые и репутационные. В общем-то, по этой причине во всех мануалах ныне пишут - передний мост/заблокированный МОД только в грязи.
А вот раньше, когда водитель - это была профессия, за руль садились люди подготовленные, а требование компенсаций по суду с ЗИЛа не могло и во сне присниться, мануалы писались по другому. И они таки ПРЯМО РЕКОМЕНДОВАЛИ подключать передний мост на скользкой дороге с твердым покрытием, что равносильно ниве с заблокированным МОДом. Желающие могут убедиться - качайте ТОиРЭ на ЗИЛ-131, ГАЗ-66, УРАЛ-375 или УАЗ-469, раздел "вождение автомобиля".
Второе - перейдем непосредственно к технике. Что вообще происходит при ПРЯМОЛИНЕЙНОМ движении по дороге: пока силы, стремящиеся изменить траекторию автомобиля, возникающие вследствие возмущающего воздействия от дороги, ветра и т.п. не превышают силу сцепления колес с дорогой - все ОК, автомобиль движется устойчиво туда, куда хочет водитель. Как только становятся больше - они "спихивают" автомобиль с траектории, водитель вынужден ее корректировать рулем, и чем больше этот процесс выражен, тем более автомобиль воспринимается как неустойчивый.
Ну это как бы понятно - общий случай, справедливый для автомобиля с передним, задним либо полным приводом с тремя свободными диффами. В этом случае если с намеченной водителем траектории "темными силами" спихивается передняя либо задняя ось (для примера возьмем заднюю), она перестает двигаться по прямой и вынужденна пройти по некоей кривой траектории. А поскольку любая кривая длиннее прямой, скорость вращения колес задней, спихиваемой оси должна увеличиться. Тут и возникают нюансы.
В случае РАЗблокиоованного МОДа ничто не мешает задней оси идти по своей траектории, возникает занос, который водитель парирует корректирующим поворотом руля. В итоге, водитель постоянно "ловит" машину рулем и она воспринимается как неустойчивая.
В случае ЗАблокированного МОДа жесткая связь мостов не дает задней оси крутиться быстрее передней, и при уходе задней оси с траектории задние колеса переходят в режим торможения, что вынуждает их стремиться к более короткой траектории, т.е. прямолинейной, которую наметил водитель. В этом случае ловить машину рулем по дороге не надо, она стабилизируется в прямолинейном движении автоматически, автомобиль воспринимается как устойчивый.
Какая конкретно ось уйдет в занос - передняя, задняя или обе сразу - не имеет значения.
Аналогично работают все блатные системы стабилизации - анализируя скорости вращения колес по сигналам с датчиков АБС, подтормаживают те колеса, которые начинают крутиться слишком быстро для намеченной водителем траектории (т.е. уходят с нее) и таким образом запихивая автомобиль туда, куда рулит драйвер. Нива получает ту же возможность за счет чистой механики.
РАЗблокированный МОД никакого стабилизирующего воздействия не оказывает, т.к. не умеет влиять на скорости вращения колес/осей. Разве что несколько отодвигает момент срыва колес в скольжение (относительно моноприводов) за счет деления тяги пополам на 2 оси.
Третье. Все вышесказанное справедливо для прямолинейного или близкого к нему движения - короче, для трассы. В городе с его поворотами и резкими перестроениями заблокированный МОД может сослужить злую службу - из-за стремления автомобиля синхронизировать скорости вращения колес и траектории движения осей, автомобиль будет стремиться ехать прямо и будет тяжело заходить в повороты. Можно и улететь. Ну и при движении по трассе тоже надо голову включать, сцепные свойства шин не бесконечны, а то можно устойчиво разогнаться до таких скоростей, что просто с дороги улетишь и все.
Резюмирую. По скользкой трассе ЗАблокированный МОД - это хорошо. Ехать будет легче. Но нужно не забывать выключать блокировку перед крутыми поворотами или корректировать скорость в сторону снижения. Нужно быть готовым к тому, что поведение автомобиля на дороге будет довольно сильно отличаться от привычного при РАЗблокированном МОДе. Короче, водила должен не только на педали уметь давить, но и обладать кое-какой квалификацией.
В городе с его скоростями, пробками и поворотами заблокированный МОД не актуален.