Комментарий автора:
При чтении данной статьи отчетливо чувствуется запах зеленой свежести и привкус смузи. Что же делает данный опус столь характерным тесло-стайл текстом? Конечно же, полное отсутствие в тексте каких-либо цифр и реальных данных. И это правильно! Целевая аудитория подобных текстов (жертвы ЕГЭ), считает, что цифры и данные - это слишком скучно и непонятно. Мне особенно понравилось обоснование ценности энергетического подразделения.
Зато в статье есть картинки радостного Маска, улыбающихся счастливых детей и рисунок, в виде доступном для ослабленного мозга теслофилов, показывающий как огромная прибыль компании перетекает из подразделения в подразделение. Разумеется это гораздо важнее для веры в будущие прибыли, чем скучная бухгалтерия.
Данный текст не содержит никаких связей с реальным миром. Как любой текст, оправдывающий и восхваляющий компанию Тесла, он существует в альтернативном виртуальном мире эльфов и единорогов.
Что будет, если мы попробуем посмотреть на аргументацию, как говорят англосаксы, со щепоткой соли.
Во-первых, согласно аргументам этой статьи, крайне прибыльные Родстер, Модель S и Модель X инвестировали накопленную прибыль в развитие сети заправок и сети прямых продаж. Учитывая, что Родстер уже закончил свой жизненный цикл, и Модели S и X приближаются к окончанию цикла (по автомобильным меркам они старые к фаберже мамонта и требует срочного ресталинга), то прибыль, накопленная этими подразделениями должна быть очень значительной. Учитывая, что за пользование заправками компания берет фактически деньги вперед, то как минимум все капитальные расходы на строительство сети должны быть закрыты. (Представьте себе нефтекомпанию, которая собрала с автовладельцев деньги за бензин на десять лет вперед, не потратив пока ни цента на закупку бензина и зарплату персоналу.) Так же и расходы на развитие системы прямых продаж должны быть более-менее закрыты за счет продаж этих трех моделей. То есть компания могла бы не показывать прибыль (инвестированную в развитие), но, по крайней мере, кеш-поток, должен быть относительно близок к нулю, как бы намекая, что при дальнейшем росте продаж пойдет положительный поток и прибыль.
Сожжённый на сегодня кеш составляет порядка 8 млрд долларов, к этому нужно добавить два-три миллиарда расходов, которые были профинансированы акциями.
Общие капитальные затраты компании за 2016 и 2017 годы были порядка 6 мрлд долларов. Даже если предположить, что они все ушли на Модель 3 и Гигафабрику (хотя это не так), то есть, даже если исключить эти две «виртуальные компании», Тесла окажется в колоссальном минусе порядка четырех миллиардов долларов.
Следовательно, первые три продукта компании не смогли сгенерировать заметный объем прибыли.
Во-вторых, Бизнес-стратегия компании требует наличие планово хронически убыточных подразделений – сети заправок, сети прямых продаж и сети сервисных центров.
Без наличия этих подразделений невозможно достичь даже мало-мальски заметных объемов продаж. Причем стратегия требует расширения всех сетей на всю страну (на все охватываемые страны), хотя для них не существует достаточного объема работы. То есть достижимые объемы продаж в размере 100-200 тыс. в год в принципе не способны оправдать существование этих сетей, что и приводит ко вполне закономерным убыткам.
Теоретически это могло бы быть решено методом продаж миллионов автомобилей Тесла, но здесь Тесла попадает в ловушку:
- Она не может массово производить автомобили дешево;
- И она не может продавать дорогие автомобили массово.
В связи с этим бизнес-стратегия Теслы будет всегда убыточной.
В-третьих, даже если предположить (виртуально), что Тесла заработала массу прибыли, то нужно отметить, что инвестиция этой прибыли в «компании» Модель 3 и Гигафабрику оказалась крайне неудачной и неразумной.
Возьмем, например, Гигафабрику. Как пишет автор, фабрика рассчитывалась на производство более миллиона модулей в год. По словам Маска, батареи должны были выпускаться быстрее чем стреляет пулемет. По факту, оказалось, что это наивный лепет крайне некомпетентного человека. Компания с трудом работает на 20-25% от номинальной мощности, и это с уже произведенной заменой роботов на ручной труд и круглосуточной работой. То же самое касается и производства модели 3. «Фабрика как инопланетный дредноут» вынуждена выкидывать роботов и набирать мексиканцев, чтобы вручную, в условиях круглосуточной работы, выдавать на-гора хотя бы 30-40% от предполагаемой мощности завода.
То есть большая часть капитальных расходов в эти две компании, были сделаны некомпетентно и по факту просто потеряны.
Я не буду далее расписывать отличия виртуальной модели, построенной автором этой статьи, от реальной жизни, потому, что завтра послезавтра планирую опубликовать две статьи подробно разбирающую текущую ситуацию в компании, результаты первого квартала и перспективы на второе полугодие. Вот там будет много реальных данный и цифр, будет очень "скучная" статья.
2018, Станислав Безгин (also known as Тояма Токанава)
Мой твиттер: StanislavBezgin
Канал в Telegram: StanislavBezgin (жалко птичку ;( )